У истоков промышленности


Первые промышленные деревянные постройки


НА ГЛАВНУЮ


ВЕРНУТЬСЯ




Иллюстрации:












Солеварня представляла квадратный сруб, покрытый четырехскатной крышей с деревянной вытяжной трубой для выхода пара. Внутри варницы на цепях подвешивалась чугунная сковорода – «цирен». Сам цирен был не просто большим, он был огромным. Чугунная сковорода иногда достигала восьми метров в диаметре. Под циреном на каменной площадке горели дрова, что и обеспечивало процесс выварки соли.

Вываренная из рассола соль досушивалась на деревянных полатях в другой части этого помещения, а потом поступала в «соляные магазейны» на хранение перед отправкой. Сами соляные лари были своеобразными бассейнами для хранения соли, или даже рассола. Соляные лари представляли собой двухэтажные избы с тесовой кровлей. Внутри, если помещение предназначалось для хранения рассола, стоял деревянный чан. Он, как огромная бочка, стягивался обручем. Только обруч, учитывая огромные размеры бочки, был горизонтальной рамой из бревен. Стены ларя по периметру укреплялись часто стоящими вертикальными стойками, которые называли сжималами.

Уже готовая к продаже соль так же хранилась в деревянных амбарах. Но это были не привычные нам амбары, это были настоящие амбарища! В каждом из них хранилось по несколько десятков тысяч пудов соли. Эти соляные амбары были самыми масштабными и самыми крупными шедеврами русского деревянного зодчества. Они достигали почти ста метров в длину, а в ширину 16 – 25 метров. Высота от пола до конька крыши могла достигать 15 метров (современная хрущевка пятиэтажка !) иногда амбары строились и намного повыше.

Амбары строились на склоне у берега реки, для удобства погрузки на речные ладьи. Все строилось с расчетом, что основной вывоз продукции будет происходить в половодье, когда река особенно многоводна. Каждый амбар оснащался специальной галереей для швартовки ладей. Ширина галереи была 4 метра и даже побольше. Огромные размеры и приличные нагрузки удерживали мощные консоли из нескольких бревен, выступающих из стены амбара.

Речные корабли – ладьи для перевозки соли. Эти плавсредства даже получили собственное имя – «пермские ладьи» и предназначались исключительно для перевозки соли. Кстати, помните старую русскую пословицу: «рассыпать солонку – к ссоре», так вот, учитывая, что соль в те времена стоила очень дорого, пословица вполне понятна. И везли дорогую соль со всеми мерами предосторожности. Ладьи строились без единого гвоздя, во избежание «ржавления» соли. Сами ладьи были самыми огромными речными судами в регионе – их длина могла достигать 40 сажен (около ста метров), а ширина 10 сажен. Так что после погрузки в плаванье отправлялось огромное состояние.





О сайте:      информация, счетчики, статистика


О САЙТЕ

Рейтинг@Mail.ru





Hosted by uCoz