Первые монастыри Урала


Монастыри: освоение земледелия, ремесел, промыслов


НА ГЛАВНУЮ


ВЕРНУТЬСЯ




Иллюстрации:











С приходом на Урал переселенцев стали зарождаться новые очаги Русской культуры. Вслед за первыми переселенцами на суровую Уральскую землю ступило и православие. В тогда еще не освоенном крае появились первые монастыри. По началу, они были совсем небольшими, несколько деревянных строений. Но со временем они росли и развивались. В те суровые и лихие годы монастыри тоже были неким подобием крепостей.

Вот так современники описывают оборонительные возможности одного из монастырей: «ограда вокруг монастыря была деревянной, в столбах, на ней по углам возвышались башни. Монастырь, как пограничное укрепление, по углам имел башни, из оружия было 10 винтовок, 30 мушкетов и гладких пищалей». Как видно, возможность держать оборону, была для первых монастырей Урала одним из первостепенных вопросов.

Строились монастыри отдельными крепостями. Они несли переселенцам не только веру, но и способствовали развитию всевозможных ремесел, земледелия, учили наукам. Монастыри получали от Российского государства земельные наделы, и это использовалось как способ привлечь переселенцев из крестьян селиться на своих землях. Так власти продвигали процесс освоения переселенцами отдаленных глухих районов.

В тридцатых – сороковых годах XVII века Соликамский, Вознесенский, а так же Пыскорский Спасо – Преображенский монастыри имели обширные вотчины в своих районах. Уже к началу XVIII века число монастырей, обладающих огромными земельными вотчинами, выросло в несколько раз. К их числу принадлежал и Далматов монастырь, основанный в районе Исети в 1644 году, и уже во второй половине XVIII века имевший в своем составе одно село и целых девятнадцать деревень.

Из деревянных церквей самой распространенной была клетская церковь, своим обликом и размерами напоминающая клеть избы. Обычно ее высокая крутая двускатная крыш, завершенная главой с крестом, выделялась среди других построек. Из числа уцелевших до времен краеведов с фотоаппаратами, сохранилась церковь в селе Монастырь Гайнского района Пермского края, построенная (задумайтесь над этой датой!) в 1614 году.

С тех далеких времен праздничный мелодичный перезвон и тревожный набат разносились по Уральской тайге. Шатровые колокольни оканчивались главками, покрытыми «в чешую», как еловые шишки, фигурными дощечками – лемехом. Лемех из осины строгался до блеска, и в нем отражалось Уральское небо.

Из дерева рубились и колокольни. Они стояли отдельно и представляли из себя величественные башни – срубы. Часто конструкция колоколен была многоярусной. Один из путешественников писал в 1857 году: «в шести верстах от села Вильгород стоит село Бегичи, с деревянной старинной церковью. Архитектура покачнувшейся колокольни этой церкви знакома каждому, кто езжал по Пермской губернии.

Колоколен, остатков XVII и прошлого века довольно много – это просто шестиугольные срубы, в верхней их прорублены окна и висят колокола, плоская крыша свисает концами из за сруба, все это увенчано низкой башенкой и главкой, нередко покрытой зеленой муравленой черепицей». Подобное упоминание далеко не единственное, и становится очевидно, что монастыри и церкви на долгие годы определили облик поселений Урала.





О сайте:      информация, счетчики, статистика


О САЙТЕ

Рейтинг@Mail.ru





Hosted by uCoz