|
Иллюстрации:
|
|
Примерно в середине XVI века через Урал прошел «Московский» путь. Через Ярославль, Вологду, Тотьму, Устюг Великий, Кай, Соль – Камскую, Чердынь и далее по Вишере, Велсу, затем волоком через Уральский хребет и дальше по рекам восточного склона Уральских гор – Ивделю, Лозьве, Тавде, Тоболу, Туре – до Тюмени и далее по Иртышу на Обь.
Как и пути Новгородцев, Московский путь соединял северные Русские земли с севером Урала, но в отличие от предыдущих, этот путь открыл доступ на Урал всевозможных архитектурных традиций во всем разнообразии имевшихся на Руси строительных приемов.
Московский путь оказал большое влияние на увеличение русских поселений и характер их застройки в развилке трех крупных рек: Верхней Камы, Колвы и Нижней Вишеры. Путь положил начало и заселению Русскими северного Зауралья, где в 1589 году был построен город Лозьвинск, а через четыре года и Пелым.
Торговые связи Камского бассейна в XVI – XVII веках проходили по Вишере, Колве, Березовке. Эти места быстро заселялись. На много десятков верст к северу от старинного города Ныроба протянулась цепочка небольших деревень и починков.
В 1786 – 1822 на Камско – Вычегодском водоразделе был построен канал длинной чуть меньше двух десятков километров, который соединил Южную Кельту (южный приток Камы) с северной Кельтой (приток Вычегды). Канал действовал недолго, но еще исстари в этом районе имелся еще один торговый путь.
Между жителями Мезени и Вычегды с одной стороны, и жителями Верхней Камы – Вишеры, с другой стороны, с каждым годом росла торговля, активизировались экономические отношения и культурные связи. Именно такая тесная связь между населения способствовала созданию разветвленной сети Русских поселений Предуралья и отразилась на развитии, способствовала появлению еще примитивной промышленности. Это видно на примере появления в регионе «заводов» по производству соли – солеварен.
Но и этот путь был не единственным: еще с 1597 года была открыта относительно короткая сухопутная дорога от Соли Камской до берегов Туры. Именно эта дорога дала возможность основать в 1598 году в Зауралье на Туре, передовой пост, впоследствии названный Верхотурье. Крепость имела очень серьезное оснащение и многочисленный стрелецкий гарнизон. В Верхотурье было учреждено воеводство.
В это время старый город Чердынь отошел на второй план. Вдоль дорог были устроены ямские станции, ямы – вырытые в земле и перекрытые бревенчатым закатом и засыпанные землей. Появилось несколько караулов, впоследствии превратившихся в селения. В дальнейшем, за Верхотурьем по Туре в направлении на Тюмень, появился город Туринск и другие поселения.
С конца XVI века Русским был известен еще один путь в Сибирь. Он шел вверх по реке Чусовой и далее через перевал на реки восточного склона Урала – Тагил и Нейву. Этот путь был разведан и освоен Русскими во время во время сибирской экспедиции известного путешественника и исследователя Ермака. С начала XVIII века река Чусовая превратилась в одну из основных транспортных магистралей всего округа. По берегам Чусовой было огромное количество пристаней, река обеспечивала надежную связь между полусотней населенных пунктов.
В дальнейшем получила новое развитие и старая Казанская дорога, и другие пути. В конце XVIII века транспортных путей через Урал в направлении восток – запад было не менее семи. Все они были нанесены на карты. На них были поселки, починки, остроги, а на пересечениях крупных дорог развивались города. По дорогам, путь по которым реньше был сопряжен со многими опасностями, теперь перемещались не только купцы, но и другие сословия. Для России путь на восток был открыт.
|